Личные подсобные хозяйства

Личные подсобные хозяйства

Личные подсобные хозяйства

Личные подсобные хозяйства (далее ЛПХ) оказались одной из самых распространенных и самой многочисленной формой использования земли, получившей динамичное развитие в результате земельной реформы.

Прежде всего необходимо отметить, что государство, а также администрация Владимирской области признают большое значение такого вида земледелия, как производство сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах. Так, по данным администрации Владимирской области, в структуре валовой продукции сельского хозяйства доля валовой продукции, полученной в личных подсобных хозяйствах составляет 63%, а по статистическим показателям органов статистики в 1996г. населением произведено 87% картофеля, 89% овощей, 36% мяса, 38% молока и 45% яиц. Последние законодательные акты, принятые как на федеральном, так и на региональном уровне, подчеркивают значение данного сектора в производстве сельскохозяйственной продукции. Так, в Программе развития агропромышленного производства Владимирской области до 2000 года прямо говорится, что одним из важнейших направлений аграрной политики, будет поддержка личных подсобных хозяйств населения, коллективного садоводства и огородничества. В развитие данного положения областной администрацией 26.06.1998г. было принято постановление “О мерах по развитию личных подворий населения”, где сказано, что личные подсобные хозяйства населения являются одним из основных источников не только доходов, но и продуктов питания для сельских жителей, производя почти 2/3 всего объема производимой в области сельхозпродукции.

С сожалением приходится констатировать, что пока вся эта поддержка обозначена лишь на бумаге, реальной же поддержки данному сектору сельской экономики нет. Как и раньше, ставка делается на крупные коллективные хозяйства, хотя в отличии от последних, семейные личные подворья доказали свою живучесть, стойкость, приспособляемость и способность заниматься производством сельскохозяйственной продукции в сложных экономических условиях.

Содержание:

Что такое личное подсобное хозяйство

Кто имеет право на получение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства

Каким образом можно получить земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства

Особенности совершения некоторых сделок с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства

Что такое сервитут

Некоторые вопросы налогообложения владельцев личных подсобных хозяйств

Отдельные вопросы, касающиеся владельцев личных подсобных хозяйств

Перспективы развития личных подсобных хозяйств

Что такое личное подсобное хозяйство

Ввиду отсутствия федерального закона “О личном подсобном хозяйстве” однозначно ответить на этот вопрос достаточно сложно.

Так, ранее, под личным подсобным хозяйством понималась особая форма хозяйственно-трудовой деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции с использованием предоставленного в пользование земельного участка, основанной на личном труде сельской семьи и являющейся дополнительной для трудоспособных граждан по отношению к основной работе, осуществляемой в свободное от работы в общественном производстве время, что ло гично вытекает из самого термина “подсобное”.

Другими словами: сельский житель работал в колхозе, либо в совхозе, где получал гарантированную заработную плату. Помимо этого у него был приусадебный участок, на котором он в свободное от работы в колхозе или совхозе время, выращивал овощи, фрукты, держал скот, птицу и т.д. Из полученной с приусадебного участка продукции, крестьянин часть оставлял для личного потребления, а часть продавал на колхозном рынке или через сеть потребкооперации. Не секрет, что многие сельские жители благодаря подсобным хозяйствам обеспечивали себе хороший достаток, могли позволить приобрести многие товары, которые были недоступны городскому жителю.

В настоящее время понятие личного подсобного хозяйства существенно изменилось. С началом реформ для многих сельских жителей личное подсобное хозяйство стало одним из основных источников дохода, превратившись одновременно в основной вид трудовой деятельности, т.е. фактически не в личное “подсобное”, а в личное “основное” хозяйство и в этом заключается главное отличие ЛПХ, существовавших ранее, от ЛПХ, работающих сегодня.

Однако, как ранее, так и сейчас, деятельность ЛПХ не относится к предпринимательской, что весьма существенно для лиц, занимающихся работой в личных подсобных хозяйствах.

Кто имеет право на получение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства

Право на получение земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства имеют все дееспособные граждане.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ дееспособность граждан наступает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста. Гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. В соответствии с Законом Владимирской области “О порядке и условиях вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет” возраст вступающих в брак лиц не должен быть ниже четырнадцати лет. При этом если брак расторгается, пусть даже и до совершеннолетия, полная дееспособность все равно сохраняется за гражданином.

Действующее законодательство, в отсутствие закона “О личном подсобном хозяйстве”, допускает возможность получения земельного участка под ЛПХ независимо от места и характера трудовой деятельности граждан или места их проживания, т.е. участок под ЛПХ может, теоретически, получить любой гражданин, независимо от места постоянного жительства и рода деятельности.

В проекте Закона “О личном подсобном хозяйстве” право на получение земельного участка для ведения ЛПХ увязывается с необходимостью постоянного проживания в сельской местности. Граждане, проживающие в городах и рабочих поселках, согласно проекту, будут иметь право на получение земельного участка для ведения ЛПХ лишь при наличии свободного земельного фонда или вне населенного пункта в порядке, который должен будет определяться законодательством субъекта Российской Федерации.

Каким образом можно получить земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства

В настоящее время существуют несколько отличных друг от друга по правовым основаниям способов получения земельного участка для ЛПХ.

Граждане могут приобрести землю для ведения ЛПХ в административном порядке или путем совершения гражданско-правовой сделки (купля-продажа, дарение, мена и т.д.), право на земельный участок можно также получить в результате наследования.

Необходимо отметить еще одну возможность получения земельного участка для использования в ЛПХ — это путем выделения земельной доли в натуре (подробнее о выделении земельной доли в натуре для ведения личного подсобного хозяйства читайте в первой части брошюры, посвященной земельным долям).

В административном порядке предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства регулируется нормами Земельного кодекса и, в частности, статьей 64. Согласно этой норме земельные участки для ведения ЛПХ передаются по желанию граждан в собственность местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией. (Указом Президента РФ от 24.12.93г. N№ 2287 полномочия Советов народных депутатов осуществляются соответствующими местными администрациями, т.е. сельскими и поселковыми администрациями).

Заинтересованное лицо подает в местную администрацию заявление о предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

Местная администрация обязана в месячный срок рассмотреть заявление и принять решение о предоставлении или отказе в предоставлении земельного участка и в семидневный срок (с момента принятия решения) выдать соответствующее решение (постановление) заявителю. Если участок предоставляется, то вместе с решением (постановлением) должен быть предоставлен план отвода участка или схема отводимого земельного участка. Все документы должны быть подписаны главой администрации и заверены печатью.

Затем с этими документами необходимо обратиться с заявлением в учреждение, осуществляющее государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Как уже отмечалось ранее, во Владимирской области на переходный период, до создания Центра государственной регистрации прав и его филиалов, государственную регистрацию прав в отношении земельных участков осуществляют комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.

В соответствии со ст.13 Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации. Согласно ст.14 этого же закона, проведенная государственная регистрация возникновения прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Форма свидетельства утверждена Постановлением Правительства РФ от 18.02.98 N№ 219. Однако, до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по данной форме признаются действительными и могут выдаваться свидетельства на право собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ N№ 1767 от 27.10.93г.

При отсутствии чертежа границ земельного участка в месячный срок после государственной регистрации права собственности на землю производится установление и оформление границ земельного участка. Копия чертежа границ земельного участка выдается заинтересованному лицу.

Работы по установлению и оформлению границ земельного участка могут быть выполнены как комитетами по земельным ресурсам и землеустройству, так и организациями или частными предпринимателями, но лишь при наличии соответствующей лицензии.

За установление границ, изготовление плана земельного участка и государственную регистрацию права собственности на землю взимается плата.

Плата за установление границ и изготовления плана определяется по соглашению сторон между заказчиком и соответствующим исполнителем.

За государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, согласно Постановлению Главы администрации Владимирской области N№ 788 от 10.11.98г., взимается платеж в полуторном (1,5) размере от установленного законом минимального размера месячной оплаты труда. Например, при МРОТ — 83,49руб. платеж будет равен 125,24руб.

Как уже указывалось выше, земельный участок для ведения ЛПХ возможно получить также в результате гражданско-правовых сделок.

В соответствии с Законом РФ N№4196-1 от 23.12.92г. “О праве граждан на получение в собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства” и в соответствии с Указом Президента РФ N№ 1767 от 27.10.93г. “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России”, граждане, имеющие на праве собственности земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, могут совершать гражданско-правовые сделки: купли-продажи, дарения, мены, наследования, передачи в залог др. Что касается последнего права, то оно существенно ограничено Федеральным Законом “Об ипотеке (залоге недвижимости) от 24 июля 1998 г., п.1 ст.63 которого не допускает залога полевых земельных участков личных подсобных хозяйств. Отметим, что владельцы ЛПХ в Самарской области после принятия Закона Самарской области от 16.04.99 г. N№ 14-ГД “О залоге (ипотеке) земель сельскохозяйственного назначения” в полной мере могут реализовать право передачи своего земельного участка в залог.

Все указанные сделки с земельными участками совершаются в соответствии с действующими нормами гражданского законодательства с учетом особенностей, определяемых земельным законодательством.

Особенности совершения некоторых сделок с земельными участками для ведения личного подсобного хозяйства

Каковы особенности купли-продажи земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства? На что необходимо обратить внимание при совершении данной сделки?

В настоящее время законодательные препятствия по осуществлению права купли-продажи земельного участка практически отсутствуют. Разработан утвержденный постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 30.05.93г. N№ 503 “Порядок купли-продажи гражданами Российской Федерации земельных участков”, типовой договор купли-продажи (купчая) земельного участка утвержденный Роскомземом 02.06.93г. N№ 1-16/770 и зарегистрированный в Минюсте РФ 10.06.93г. N№ 275. Общие положения купли-продажи регулируются ст. ст. 450-490 Гражданского кодекса. Указанные нормы применяются, в том числе, и при продаже земельных участков для ведения личных подсобных хозяйств.

Сделка купли-продажи оформляется договором, заключаемом в письменной форме, нотариального удостоверения сделки не требуется.

При совершении сделки должны соблюдаться следующие условия: продавец или покупатель не вправе изменять целевое назначение земельного участка, стороны не вправе ограничить право проезда по участку, технического обслуживания или ремонта сооружений инженерной инфраструктуры и другие условия использования и, наконец, по земельному участку должны отсутствовать споры.

Бесспорными границами земельных участков, согласно примерным рекомендациям по оказанию помощи гражданам и районным (городским) земельным комитетам по осуществлению купли-продажи земельных участков, одобренных Коллегией Роскомзема 22.06.93г., признаются границы, установленные:

решением суда;

ранее выданным госактом на право на землю с геодезической привязкой поворотных точек границы к достоверно опознаваемым в натуре межевым знакам;

решением местной администрации по результатам рассмотрения земельных споров;

мировым соглашением сторон с соответствующим оформлением;

по фактическому пользованию, согласованному подписями смежных собственников земельных участков (собственников и пользователей) и подтвержденные печатью и подписью уполномоченного должностного лица местной администрации.

На практике бесспорность границ, по требованию работников соответствующего земельного комитета, обычно подтверждается подписями соседей смежных участков в так называемом протоколе согласования границ.

Собираясь приобретать земельный участок, прежде всего, необходимо узнать о ценах на землю. Информацию о цене на землю можно получить из различных источников, например, от знакомых, из газет, в местной администрации, в фирмах, занимающихся продажей недвижимости и т.д. Но наиболее полную информацию предоставят в соответствующем земельном комитете.

После того как участок был выбран и определена его цена необходимо попросить продавца земельного участка предоставить правоустанавливающие документы и, прежде всего, свидетельство о праве собственности на землю. Необходимо помнить, что правом продажи участка обладает только собственник. Если в свидетельстве указаны иные права, например, пожизненного наследуемого владения, то следует отказаться от намерения приобретать такой участок.

В свидетельстве рекомендуем обратить внимание на следующие графы :

“Ограничения в использовании и обременения участка земли”, где указаны случаи ограничения использования участка, так называемый “сервитут” (о сервитуте будет рассказано далее).

“Совершение сделок и иных действий по распоряжению земельным участком” — в данной графе не должно быть указано, что владелец участка уже передал его другим лицам, например в аренду или залог.

Помимо свидетельства, продавец должен предоставить план участка, составленного по данным натурных геодезических измерений. Наличие именно такого плана, а не чертежа границ, составленного путем выкопировки с планово-картографического материала, одно из обязательных требований, которые предъявляются при совершении сделок купли-продажи земельного участка. Если такого плана нет, то продавец должен обратиться в земельный комитет с просьбой выполнить работы по составлению плана или подсказать адреса организаций, имеющих соответствующую лицензию и выполняющих такую работу.

После того как покупатель удостоверится в наличии двух основных правоустанавливающих документов вроде бы уже можно приступать к заключению договора купли-продажи земельного участка.

Однако прежде необходимо убедиться в том, что владельцем участка уплачены все налоги. Для этого попросите продавца предоставить справку об уплате земельного налога. Такая справка выдается налоговой инспекцией по требованию налогоплательщика и должна быть заверена подписью уполномоченного лица и печатью соответствующего налогового органа.

Затем, если участок приобретается у лица состоящего в браке, попросите нотариально заверенное заявление супруга (супруги) продавца участка о согласии на продажу.

Также необходимо узнать, а не находится ли земельный участок под арестом или запретом. Для этого можно в соответствии с Законом РФ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” обратиться в орган, осуществляющий регистрацию прав, т.е. соответствующий земельный комитет, который обязан предоставлять сведения о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме. В течении пяти дней земельный комитет обязан предоставить информацию заявителю. Сведения должны содержать описание объекта недвижимости, т.е. земельного участка, зарегистрированные права на него, а также ограничения (обременения) прав. Указанные сведения предоставляются за плату (постановлением администрации Владимирской области от 10.11.98г. N№ 788 установлено, за предоставление информации физическому лицу о зарегистрированном праве плата составляет сумму кратную 0,25 от установленного законом минимального размера месячной оплаты труда, например при МРОТ — 83,49 руб. плата будет составлять 20,87 руб.). Возможен иной вариант, когда сам продавец предоставляет справку, выданную земельным комитетом, подписанную председателем и заверенную печатью с соответствующими сведениями.

Когда все справки и документы будут собраны можно приступать к составлению и заключению договора купли-продажи земельного участка. Можно воспользоваться типовым договором купли-продажи земельного участка, о котором упоминалось выше, внеся в него необходимые сведения.

После того как стороны подписали договор, необходимо зарегистрировать переход права собственности на земельную долю от продавца к покупателю в соответствии с требованиями Гражданского кодекса и Закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Обращаясь в земельный комитет, вместе с договором необходимо предоставить свидетельство о собственности на земельный участок, план земельного участка, согласие супруга на продажу (если участок приобретен в течение брака) и справку об уплате налога на землю, а также квитанцию об уплате регистрационного сбора.

После регистрации права собственности покупателю выдается соответствующее свидетельство (более подробно см. в разделе “Каким образом можно получить земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства”).

Особенности заключения сделки дарения земельного участка

Действующее земельное законодательство предусматривает возможность дарения земельного участка. Данное право установлено Указом Президента РФ от 27.10.93г. №1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России”. В п.2. Указа сказано, что граждане и юридические лица … имеют право дарить … земельный участок.

Механизм сделки дарения определен в ст. ст. 572-580 Гражданского кодекса РФ.

Сделка дарения — это безвозмездная передача земельного участка собственником (дарителем) другому лицу (одариваемому). Например, даритель не может потребовать с одаряемого передачи некоего встречного имущества, пусть и значительно менее ценного, чем дар. В практике работы Центра был случай, когда клиент просил помочь в составлении договора дарения , но при этом просил указать в договоре, что одариваемый должен ежемесячно помогать дарителю деньгами. Такое в договоре дарения недопустимо, т.е. это уже не договор дарения.

Договор дарения заключается в простой письменной форме и подлежит государственной регистрации.

Для этого надо предпринять такие шаги:

— собрать необходимые документы;

— составить и подписать договор;

— уплатить регистрационный сбор;

— произвести государственную регистрацию сделки;

— получить новое свидетельство о государственной регистрации права.

Какие же документы необходимо собрать для заключения договора дарения?

1. Прежде всего — это свидетельство о праве собственности на землю.

2. Схема (чертеж) земельного участка, причем, в отличии от требований, предъявляемых к плану земельного участка при заключении договора купли-продажи, при оформлении сделки дарения для изготовления плана могут быть использованы материалы, имеющиеся в органах местного самоуправления или земельного комитета.

3. Нотариально заверенное согласие супруга на дарение, если участок находится в их совместной собственности.

Имея на руках вышеперечисленные документы, можно приступить к заключению договора. В качестве образца можно использовать рекомендуемую письмом Роскомзема №2-16/1629 от 19.10.94г. форму договора дарения земельного участка (дарственная).

После того как сделка будет зарегистрирована, к одариваемому переходит право собственности на земельный участок.

В заключение необходимо напомнить о том, что в соответствии с Законом РФ “О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения” одаряемому предстоит уплатить налог со стоимости подаренного имущества. Правда, налог необходимо платить только в том случае, если стоимость подаренного земельного участка более 80 минимальных размеров месячной оплаты труда (83,49 х 80 = 6679 руб.).

Особенности заключения договора мены земельного участка

Собственники земельных участков вправе совершать сделки по обмену земельных участков. Такое право предусмотрено Указом Президента РФ от 27.10.93г. N№1767 “О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России”. В п.2. Указа сказано, что граждане и юридические лица … имеют право обменивать … земельный участок.

В соответствии со ст.567 Гражданского кодекса РФ к договору мены применяется правило купли-продажи. При этом каждая из сторон признается продавцом и покупателем одновременно. В случае неравноценности обмениваемых участков разница компенсируется в соответствии с договором.

Таким образом для заключения договора мены каждой из сторон необходимо произвести те же действия и собрать те же документы, что и при заключении договора купли-продажи (см. соответствующий раздел).

Соответственно сохраняется требование о предоставлении плана земельного участка, составленного по данным натурных геодезических измерений для каждой из сторон, т.е. такой план необходим для каждого обмениваемого участка.

Также как и другие договора, договор мены составляется в простой письменной форме с обязательной государственной регистрацией перехода права собственности, нотариальное удостоверение необязательно. В качестве образца можно использовать рекомендуемую письмом Роскомзема N№2-16/1629 от 19.10.94г. форму договора мены земельными участками.

Имеет ли какое-либо преимущество договор, составленный и удостоверенный нотариусом, перед договором, составленным сторонами в соответствии с рекомендуемыми формами?

Рассказывая о заключении договоров купли-продажи, дарения, мены земельных участков обращалось внимание на то, что с 1 февраля 1998г. данные сделки не требуют обязательного нотариального удостоверения. Это правило действует с момента вступления в силу Закона РФ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Однако, и после вступления в силу вышеуказанного закона стороны вправе по договоренности нотариально удостоверять заключаемые сделки. Какого-либо преимущества перед сделками, заключенными без помощи нотариуса нотариально удостоверенные сделки не имеют. Но необходимо помнить, что нотариус опытный, имеющий богатый опыт работы юрист, который сможет помочь грамотно и правильно составить договор, разъяснит сторонам их права и обязанности, предупредит о последствиях совершаемых действий, проверит и оценит правоустанавливающие документы, личность сторон, их дееспособность и другие существенные моменты, имеющие большое значение, игнорирование которых может привести к неприятным последствиям в будущем.

Со своей стороны хотелось бы порекомендовать, особенно на время создания и становления Центра государственной регистрации прав и его филиалов во Владимирской области, когда государственная регистрация сделок с земельными участками возложена на органы по земельным ресурсам и землеустройству, в штате которых, как правило, нет юристов и работникам комитетов трудно дать правовую оценку совершаемой сделки, все-таки обращаться к нотариусам. Конечно в этом случае неизбежны дополнительные расходы, но эти расходы будут несоизмеримо меньше тех, которые могут воз никнуть в результате неграмотно совершенной сделки.

Также необходимо знать, что в случае, если права возникают на основании договоров (сделок), не требующих нотариального удостоверения, то заявления о государственной регистрации прав подают все стороны договора (сделки). Например, между сторонами заключен договор дарения земельного участка, для государственной регистрации данного договора и даритель и одариваемый обязаны лично явиться в регистрирующий орган и подать заявление о регистрации договора, что не всегда удобно.

В случае, если стороны по своему желанию нотариально удостоверили договор (сделку), который не требует нотариального удостоверения, то заявление о государственной регистрации подает одна из сторон договора (сделки).

Так что, наверное, не следует торопиться отказываться от услуг нотариуса, а следует хорошенько обдумать все детали предстоящей сделки и лишь при полной уверенности в своих силах и знаниях самостоятельно приступать к ее совершению.

Передача и получение земельного участка по наследству

Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства гражданин может получить по наследству. Вопросы наследования регулируются в большинстве случаев нормами наследственного законодательства, за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств.

Проблемы наследования достаточно полно были отражены в разделе, посвященном земельным долям. Порядок наследования земельного участка мало чем отличается от порядка наследования земельной доли. Поэтому, перечитайте указанный раздел еще раз, имея ввиду, что завещается или наследуется земельный участок, а не доля.

Что такое сервитут

Рассказывая о сделках с земельными участками, обращалось внимание на определенную графу в свидетельстве на право собственности на землю. Данная графа имела название “Ограничения в использовании и обременения участка земли”. Вот здесь-то и возникает сервитут. Определение сервитута дано в ст.274, гл.17 Гражданского кодекса РФ. К сожалению, глава 17 ГК вступает в действие со дня введения в действие принятого Государственной Думой Земельного кодекса Российской Федерации, в результате этого понятие сервитута оказалось в должной мере не раскрытым, что создает практические трудности в его применении. Однако, несмотря на это, сложилась определенная практика, которая позволяет охарактеризовать сервитут как право ограниченного пользования чужим земельным участком.

Наиболее часто с правом сервитута сталкиваются собственники соседних участков, например, право прохода, проезда собственником одного участка по территории соседнего участка. Участки могут располагаться таким образом, что наиболее удобный проход, проезд возможен лишь на одном из участков. Сервитут позволяет соседям пользоваться этим проходом (проездом), а сам проход (проезд) и будет в данном случае обременением участка, т.е. сервитутом.

Сервитут может быть установлен также в случае, когда через земельный участок проходят какие-либо коммуникации, например, линии электропередачи, трубопроводы и т.д. Их необходимо обслуживать, ремонтировать, для чего надо иметь к ним доступ, т.е. просто ходить по принадлежащему кому-то участку. Такое право посторонним лицам (эксплуатационникам, ремонтникам), обременяющим частный земельный участок, обеспечивается сервитутом и находит свое отражение в графе “обременения” в свидетельстве на право собственности на землю.

В той же графе должно быть указано, что именно на обремененной части участка могут делать те или иные лица, в чьих интересах был предоставлен сервитут. Например, эксплуатационники и ремонтники могут ходить по данной части участка, производить ремонтные работы и т.д.

Сервитут устанавливается по соглашению между собственником земельного участка и тем, кто требует сервитута. В случае недостижения соглашения спор разрешается судом.

Также необходимо помнить, что сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. Поэтому, решившись на покупку участка, внимательно посмотрите, не имеет ли участок обременения и каков его характер. Только после этого принимайте решение — приобретать такой земельный участок или нет.

В заключение обращаем внимание читателей на то, что сервитут в числе других ограничений (обременений) прав в соответствии с законодательством подлежит государственной регистрации в учреждении юстиции по регистрации прав в порядке, установленном Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

Некоторые вопросы налогообложения владельцев личных подсобных хозяйств

Какие налоги должны платить владельцы личных подсобных хозяйств

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Физические лица, а владельцы личных подсобных хозяйств как раз и относятся к данной категории лиц, также несут обязанность по уплате налогов.

Владелец ЛПХ уплачивает :

земельный налог;

налог на имущество физических лиц (дом, строения, хозяйственные помещения, постройки и т.д.), если конечно таковое имеется.

Говоря о первом из упомянутых выше налогов необходимо заметить, что использование земли в РФ является платным. Этот принцип закреплен как в Земельном кодексе РФ так и в Законе РСФСР от 11 октября 1991г. “О плате за землю”. В соответствии с данным принципом земельный налог уплачивают все лица, использующие землю на правах собственности, пожизненного на следуемого владения, пользования. Земельный налог за земли, используемые в личном подсобном хозяйстве устанавливается по ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения.

В соответствии со ст.17 Закона “О плате за землю” земельный налог уплачивается равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. На практике налоговые органы собирают налог один раз, не позднее 15 ноября. Необходимо помнить, что в случае неуплаты налога в установленный срок начисляется пеня в размере 0,1 процента от суммы недоимки за каждый день просрочки.

Однако, законодательством определены льготы по уплате земельного налога. Данные льготы установлены вышеупомянутым законом. Помимо этого, органам власти субъекта Российской Федерации, т.е. Владимирской области предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу. Органы местного самоуправления также имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков. Таким образом, если собственник земельного участка не подходит под категорию лиц, на которых распространяется льгота, то он может обратиться с заявлением в орган местного самоуправления с просьбой предоставить льготу, конечно, при наличии уважительных причин.

Какие категории граждан имеют льготы по уплате земельного налога

Чтобы ответить на этот вопрос необходимо обратиться к Закону РФ “О плате за землю”. В ст.12 закона сказано, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются :

1. участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны.

В соответствии с этим подпунктом от уплаты земельного налога освобождаются :

участники Гражданской и Великой Отечественной войн, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан. Основанием для предоставления льготы является “Удостоверение участника войны”;

лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет при назначении пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии. Основанием для предоставления льготы является “Удостоверение о праве на льготы”;

бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Основанием для предоставления льготы является соответствующее удостоверение о праве на указанную льготу, выданное территориальным органом социальной защиты населения;

граждане, награжденные медалью “За оборону Ленинграда” и знаком “Жителю блокадного Ленинграда”. Основанием для предоставления льготы является соответствующее удостоверение о праве на указанную льготу, выданное территориальным органом социальной защиты населения;

2. инвалиды I и II групп. Льгота предоставляется на основании “Удостоверения инвалида Отечественной войны”, “Удостоверения инвалида о праве на льготы”, пенсионного удостоверения или справки врачебно-трудовой экспертной комиссии;

3. граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику. Льгота предоставляется на основании специальных удостоверений инвалидов, удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, нагрудных знаков, удостоверений участников ликвидации аварии 1957 года на ПО “Маяк”;

4. граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившие накопленные эффективные дозы облучения, а также дети первого и второго поколений указанных граждан, страдающие заболеваниями вследствие облучения их родителей. Льгота предоставляется на основании специального удостоверения и медицинского заключения;

5. военнослужащие, граждане, уволенные в запас с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более. Члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявших кормильца при исполнении им служебных обязанностей.

В соответствии с Законом РФ “О статусе военнослужащих” к военнослужащим относятся офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту; сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта.

Офицеры, проходящие военную службу по призыву, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту.

Основанием для предоставления льгот служат удостоверения воинских частей, справки рай(гор)военкоматов, пенсионные удостоверения. Льгота членам семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявших кормильца при исполнении им служебных обязанностей, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп “вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина” или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего;

6. Герои Советского Союза, Герои Социалистического труда, Герои РФ, полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы, “За службу Родине в Вооруженных Силах”. Льготы предоставляются на основании соответствующих книжек названных героев и орденских книжек;

7. граждане, впервые организующие крестьянские (фермерские) хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога на 5 лет с момента предоставления им земельного участка.

8. Граждане, получившие для сельскохозяйственных нужд нарушенные земли (требующие рекультивации) на первые 10 лет пользования.

Кроме того, следует учесть, что с граждан, освобождённых от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается налог с площади, переданной в аренду (пользование).

Бывают случаи, когда в семье есть член семьи, подпадающий под действие льгот по земельному налогу, однако льгота не предоставляется

Это весьма типичная проблема и ошибка владельцев земельных участков. Например, супруги владеют земельным участком для ведения личного подсобного хозяйства, в обработке участка, производстве сельхозпродукции принимают участие все члены семьи, однако, земельный участок, как правило, оформлен на одного из супругов, т.е. формальным владельцем земельного участка может быть лицо, не имеющее прав на льготы по уплате земельного налога. Другой же супруг подпадает под категорию лиц, которые полностью освобождаются от уплаты земельного налога, но формально никакого отношения к участку не имеет. В этом случае налоговые органы правомерно начисляют земельный налог на лицо, являющееся владельцем земельного участка, т.е. на лицо на которое выписано свидетельство на землю.

В таких случаях можно посоветовать, чтобы супруг (член семьи) не имеющий прав на льготы, подарил земельный участок супругу, либо иному члену семьи, имеющему такие права. В результате сделки право собственности на землю переходит к лицу, освобожденному от уплаты земельного налога и как следствие, налог платить не надо. Возможны и иные варианты, но при них не удастся полностью избежать уплаты земельного налога, хотя уменьшить его размер весьма реально.

Должны ли граждане платить подоходный налог со средств, вырученных в результате продажи продукции, выращенной в личном подсобном хозяйстве?

В самом начале раздела, рассказывающего о личных подсобных хозяйствах, подчеркивалось, что деятельность граждан в ЛПХ не относится к предпринимательской.

Согласно п.п. “у” п.1 ст.3 Закона РФ “О подоходном налоге с физических лиц” суммы доходов физических лиц от продажи выращенного в личном подсобном хозяйстве скота, кроликов, нутрий, птицы, продукции пчеловодства, а также продукции растениеводства и цветоводства в натуральном или переработанном виде не включаются в совокупный доход, т.е. подоходный налог в данном случае уплачивать не надо.

Однако, данное правило действует лишь при наличии у гражданина справки, выданной органами местного самоуправления. Настоящей справкой подтверждается, что гражданин имеет в наличии личное подсобное хозяйство и что в нем выращена реализуемая продукция. Для получения справки необходимо обратиться в местные органы власти, как правило, в сельскую администрации, с просьбой о выдаче соответствующей справки. При этом, необходимо обратить внимание, чтобы в справке содержались полные и подробные сведения о размере личного подсобного хозяйства и о той продукции, которая на указанном участке выращивается (перечислен скот, птица, кролики, нутрии, продукция растениеводства, пчеловодства, цветоводства и т.д.). Справка должна быть подписана соответствующим должностным лицом и заверена печатью органа, выдавшего справку, иметь номер и дату выдачи. Справка о наличии личного подсобного хозяйства должна быть выдана в форме, предусмотренной Инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 29.06.95г. № 35.

Справка предъявляется гражданином при реализации выращенной продукции. Так, при сдаче сельхозпродукции в потребкооперацию либо иному покупателю, владелец ЛПХ, чтобы избежать уплаты подоходного налога, предъявляет “справку о наличии личного подсобного хозяйства”. В документах на выплату денег владельцу личного подсобного хозяйства, покупатель обязан сделать соответствующую запись с указанием номера и даты выдачи справки, а также наименования органа, выдавшего справку.

Если у владельца личного подсобного хозяйства такой справки не окажется, то он будет обязан уплатить подоходный налог как с доходов, полученных от предпринимательской деятельности.

Отдельные вопросы, касающиеся владельцев личных подсобных хозяйств

В семье и муж и жена имеют земельные доли. Могут ли они получить их в натуре для ведения личного подсобного хозяйства?

Ответить однозначно на данный вопрос сложно, т.к. не существует законодательно определенного понятия личного подсобного хозяйства. Как уже отмечалось ранее, с одной стороны — это хозяйство должно носить подсобный (потребительский) характер, а с другой стороны, после принятия Указа Президента РФ от 07.03.96г. N№ 337 “О реализации конституционных прав граждан на землю” органы местного самоуправления пересмотрели нормы предоставления земельных участков гражданам для ведения ЛПХ и в ряде случаев установили их равными земельной доле.

Ранее земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства выделялся для семьи, что вполне логично, так как обычно члены одной семьи ведут единое личное подсобное хозяйство.

Теперь же, когда в одной семье нередко несколько членов имеют земельные доли, появилась возможность получения земельных участков для ведения ЛПХ в значительных размерах и ведения на них фактически крупного товарного хозяйства предпринимательского типа, по существу ничем, кроме названия, не отличающегося от фермерского.

Практика работы Центра показывает, что в некоторых районах области земельные участки предоставляют в размерах земельной доли с учетом того, что они выделяются для ведения хозяйства одной семьей. В других же районах выделяют земельные участки для ведения ЛПХ всем членам семьи, имеющим земельные доли, в результате земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства достигают 10 га и более.

В результате довольно часто приходится сталкиваться с такими случаями, когда крестьянское (фермерское) хозяйство, имеет 4 га земли, 2-3 коровы, не имеет сельхозтехники, а рядом живут соседи, ведущие личное подсобное хозяйство и имеющие 10 га земли, более 10 коров, трактор, навесное оборудование.

Складывается ситуация, когда и без того материально стесненный фермер вынужден платить налоги, отчитываться перед административными, налоговыми и другими органами, а соседи — владельцы ЛПХ от всего этого освобождены.

Многие фермеры жалуются на такую несправедливость, но подобное положение вещей стало возможным потому, что отсутствует четкое законодательное определение личного подсобного хозяйства. Мы не призываем “драть” с владельцев ЛПХ такие же налоги как и с крестьянских (фермерских) хозяйств, целесообразно, наоборот, уменьшить налоги с фермеров, упростить систему отчетности и т.д., предоставить малоземельным фермерам, земельные участки которых не превышают предельно допустимых размеров земельных участков предоставляемых для ведения ЛПХ, возможность перевести свои земли в статус ЛПХ.

Представляется, однако, что позиция органов местного самоуправления, исходящих из потребительского характера ЛПХ является более “логичной”, соответствующей давней традиции и требованиям настоящего времени. Данная позиция определяет и соответствующее толкование п.2 Указа Президента РФ от 07.03.96г. N№ 337 — предельные размеры земельных участков ЛПХ должны определяться их потребительским характером (с учетом конкретных условий отдельных регионов).

Вправе ли органы занятости отказывать в признании безработными граждан, ведущих личное подсобное хозяйство?

Если кратко ответить на поставленный вопрос, то ни в коем случае. Владельцы ЛПХ, если они не имеют работы, если не зарегистрированы в качестве предпринимателя без образования юридического лица, если не являются фермерами, участниками коммерческих организаций, т.е. не имеют пая в производственном кооперативе, доли в ООО, акций в АО и т.д., должны признаваться безработными и ставиться на учет в органах занятости

Иной подход ведет к нарушению прав значительной части граждан, владеющих личными подсобными хозяйствами. Однако, одной из косвенных причин такого подхода органов занятости является как раз “стирание граней” в размерах землепользования между личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Более того, в некоторых субъектах Российской Федерации приняты нормы, ставящие получение статуса безработного в зависимость от наличия в собственности земельного участка. Так, в Татарстане в соответствии с Законом Республики Татарстан “О занятости населения” занятыми считаются граждане, имеющие земельный участок не менее 0,25 га. Такая же норма принята в Республике Башкортостан. Действие таких норм, естественно, сказывается негативно и на ситуации в нашем регионе.

Однако, в любом случае необходимо помнить, что на территории нашей области отказ органов занятости в признании безработным владельца ЛПХ на том основании, что он владеет земельным участком, независимо от его размера — неправомерен и незаконен.

Перспективы развития личных подсобных хозяйств

На протяжении многих десятилетий политика государства в отношении личных подсобных хозяйств населения была направлена на их уничтожение путём различных ограничений, налогов и т.д. Однако, ЛПХ существуют, живут, работают.

Более того, личное подсобное хозяйство является естественной средой, где формируется будущий крестьянин, это огромный сектор по приложению труда для незанятого населения.

Существенное увеличение размеров землепользования ЛПХ, норм содержания скота, снятие ограничений на приобретение сельхозтехники и других средств производства, возможность реализовывать произведенную продукцию по собственному усмотрению создало более широкие возможности для развития ЛПХ.

Однако, в сегодняшних условиях развитие ЛПХ сдерживают ряд факторов и прежде всего — это экстенсивность технологий, чрезмерные трудовые нагрузки, низкий социальный и правовой статус ЛПХ и т.д. Не секрет, что большинство сельских жителей используют в течении многих лет один и тот же посевной материал, из года в год выполняют довольно простой комплекс одних и тех же традиционных агротехнических приемов, используя при этом минимум технических средств. Если оставить все как есть, то сектор личных подсобных хозяйств довольно скоро исчерпает свои возможности.

Для преодоления негативных факторов и возможности дальнейшего эффективного развития ЛПХ остро встает вопрос о том, где найти резервы для такого развития.

В связи с этим, исключительно важным является вопрос о кооперации и интеграции индивидуального сельского сектора между собой, а также другими хозяйственными формами. Без развития кооперационных связей с сельскохозяйственными коммерческими организациями, фермерскими хозяйствами, а также без создания обслуживающих, сервисных, кредитных кооперативов дальнейшее эффективное развитие ЛПХ, а также и фермерского сектора, невозможно.

На первых порах, кооперация может складываться на неформальной основе. Например, группа владельцев личных подсобных хозяйств может объединить свои усилия по обработке земельных участков, при этом официально не регистрируя никакой структуры. Они могут, соединив личные сбережения, приобрести нужную сельхозтехнику, высокоэффективный семенной материал и заниматься совместным производством сельхозпродукции, при этом максимально используя преимущества статуса ЛПХ. Такая форма хозяйствования возможна при полном доверии всех участников совместной деятельности, а также детальной проработке всех вопросов, касающихся трудового участия, распределения полученного дохода и т.д. Приведенный пример — это простейшая форма кооперации на селе, которая уже нашла свое практическое применение

Возможен иной вариант кооперации, когда владельцы ЛПХ могут создать обслуживающий или сервисный кооператив, зарегистрировав его официально, как юридическое лицо. Кооператив может оказывать владельцам личных подсобных хозяйств услуги по обработке земельных участков, закупке семян, переработке и сбыте продукции, заготовке и доставке кормов и т.д. Источниками формирования материально-технической базы обслуживающего кооператива могут быть имущественные паи их владельцев, денежные взносы пайщиков кооператива, другие источники.

Существует много других вариантов кооперации владельцев ЛПХ, фермерских хозяйств. При необходимости, заинтересованные лица могут обратиться в Центр поддержки земельной реформы Владимирской области с просьбой помочь в создании кооператива, подготовке учредительных и иных документов, необходимых для создания обслуживающего, сервисного или иного потребительского кооператива.

Пулин Алексей Борисович

Тюрина Марина Константиновна

Васильев Игорь Викторович

материал предоставлен Центром Поддержки

Земельной Реформы Владимирской Област

Мой блог находят по следующим фразам

1 комментарий


  1. //

    Здравствуйте. Справки,подтверждающие наличие у гражданина ЛПХ требуют не законно. Это одна коррупционных лазеек. Я поругался чуть-чуть и отстали.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *